ГруппаT.N.F. Группа T.N.F.

На Главную >Дальше>>

Скинхеды и футбол

Во всем мире скинхеды любят футбол. Как один из агрессивно-контактных видов спорта, он вызывает у них живейшее участие и интерес. Например, московское фан-движение переживает сегодня свой подъем и хотя оно не достигло численности 80-х, на стадионы приходит все больше народа, среди болельщиков скинхеды уже составляют значительный процент. Наибольшее количество скинхедов у «Спартака», затем у «Динамо», «Торпедо», «Зенита» и «ЦСКА». Скинхеды во всем мире любят футбол и считаются активными болельщиками. Так происходит и у нас». Действительно, движение футбольных «фэнов» - агрессивных фанатиков-болельщиков в последнее время значительно активизировалось. Несомненно, что численность бритоголовых, которые на настоящий момент также являются болельщиками различных команд, значительно возросла. Все это свидетельствует как о растущей популярности футбола в среде российских бритоголовых, так и об их стремлении (может быть некоторыми до конца еще не осознанном) к еще большему сплочению, хотя бы и на базе футбола. В этом положении сегодняшних российских бритоголовых можно сравнить с бритоголовыми Италии 70-80 годов. Во-первых, движение футбольных фанатиков-болельщиков было изначально сильно в России как стране устойчивых спортивных традиций, в которых спорт всегда занимал почетное место, особенно такой массовый, неэлитарный и общедоступный его вид как футбол, который всячески рекламировался и пропагандировался и считался, чуть ли не национальным видом спорта. Во-вторых, в российской музыкальной культуре на настоящий момент наблюдается дефицит настоящих российских скин-групп и вообще любых групп работающих в стиле «белая сила». Их насчитываются буквально единицы, соответственно мало число проводимых концертов, а значит и отсутствие постоянных мест для встреч и общения, обмена информацией, завязывания новых знакомств и укрепления связей. Все это приводит к тому, что многочисленные группы и группки скинхедов как и итальянские бритоголовые 70-80-ых годов вынуждены вариться в собственном соку, скучать и постепенно утрачивать само право и желание называться бритоголовыми. Что и происходит сегодня в России с некоторыми группами скинхедов: они деградируют и распадаются, но этот процесс и приводит к поиску чего-то нового. Участие в движении футбольных фанатиков-болельщиков помогает российским бритоголовым в решении несколько задач важных для развития скин-движения. Бритоголовые могут выплеснуть внутреннюю агрессию в криках, воплях, размахивании флагами, вымпелами, удовлетворить свои агрессивные тенденции и «дурную силушку» в прямых мускульных действиях в драках, стычках, избиениях. Кроме того, они, могут произвести некоторую агитационно-вербовочную деятельность среди огромного числа молодежи и подростков, посещающих футбольные матчи. При этом можно вовлечь в движение всех желающих, показать себя с самых «крутых» сторон, завести новые знакомства и упрочить старые связи в среде футбольных болельщиков и в очередной раз заявить о себе, напомнить о существовании своего движения.

Скинхеды и футбольные фанаты Существует множество различных скин-групп в той или иной степени болеющих, поддерживающих, «фанатеющих» за определенную команду определенного клуба. Можно даже сказать, что агрессивные фанатики - «фэны», футбольные хулиганы - это отдельная, очень мощная и опасная группа молодежи, о которой надо говорить отдельно.

Скинхеды любят футбол, он им нравится. Но при этом он не заслоняет от них главного: приверженности расистским идеям, заповедям нацизма и фашизма. Степень интереса к футболу в каждой группе скинхедов, да и у каждого участника, очень различна: она может варьироваться от полного фанатизма до слабого интереса к исходу матча.

Однако явно прослеживаются глубокие и прочные связи между средой агрессивных футбольных болельщиков и объединениями бритоголовых. Они существуют и развиваются как бы на разных уровнях и имеют различные цели и интересы. Там - любовь к футболу, здесь - любовь к нацизму, там - фанатическое обожание любимого полузащитника, вратаря, голкипера, здесь - крупных нацистских лидеров прошлого и настоящего. Но есть между ними и общее - стремление к групповому сплочению, экстремизм и жестокость, злость и агрессия по отношению к болельщикам другой команды, не всегда полностью «арийской» и «белокожей», а отсюда и до расизма и нацизма недалеко. Пара случайно сказанных фраз, общий знакомый в одной из групп и т.д. Способов много, и вот уже полным ходом идет братание скинов и фанатов, а там уже начинаются общие совместные «дела». По многочисленным примерам видно, что именно скины-бритоголовые оказывают «благотворное» влияние на футбольных болельщиков, взращивая на основе их экстремизма и агрессии семена расизма и национализма. Так что зачастую в стихийных погромах, проводимых молодыми неонацистами, участвует изрядная доля футбольных фанатов, которые присоединяются как ради идеи и дружбы, так и для снятия молодежной агрессии. В этом случае жертвами такого «союза» становятся все «небелые и нерусские», а также все те, кто имел несчастье заинтересовать своей персоной молодых экстремистов. Иногда и скинхеды помогают «фанатам» в «разборках» с какой-нибудь несимпатичной им командой болельщиков или «фанклубом». Но многие скины идут на это очень неохотно, поскольку противником в такой стычке может оказаться свой приятель бритоголовый, который пришел защищать поклонников своей футбольной команды. Бывает, что после таких стычек, когда скины дерутся против скинов, дружественные друг другу скин-команды превращаются в ярых противников. Среди скинов неоднократно высказывалась идея о примирении всех футбольных фанатов разных команд и об обращении их агрессивной энергии на пользу «делу», против всех «небелых и нерусских». Многие фанклубы футбольных болельщиков под влиянием скин-идеологии превращаются в жестко сплоченные маневренные боевые единицы, которые постепенно отходят от собственно «фанатской» деятельности, по существу превращаясь в скин-группировки. Очень часто при приобщения к миру футбола и миру спорта, вместе с идеями дружбы, товарищества и здорового образа жизни, молодежь получает значительную обработку националистической идеологией.

По слухам, некоторые из футбольных «фан-клубов» практикуют для новичков весьма серьезное боевое крещение. Чтобы стать полноправным участником футбольного «фан-клуба» он должен в одиночку, без любого оружия как следует «отделать» либо поклонника противоположного клуба, либо, что еще предпочтительнее, какого-нибудь «инородца».

Символами единения «скинов» и «фэнов» футбола стали шарфы, окрашенные в цвета болельщиков той или иной команды с кельтским крестом на них, или значки, где символика футбольного клуба перемежается с символикой скинхедов. Такую атрибутику с удовольствием носят и скины и фанаты футбола и зачастую их очень легко спутать. Но настоящие скины, в том числе и «старые скинхеды» остаются верны именно скин-атрибутике.

Место среди других групп и течений неформалов Движение скинхедов - бритоголовых - пришло в Россию извне и принесло с собой особую, только ему одному присущую специфику. В России это движение прижилось и сумело получить относительно широкое распространение с перспективой дальнейшего возможного роста в основном именно благодаря нынешней нестабильности переходного этапа современной России.

В какой-то мере оно удовлетворило тягу некоторой части подростков и молодежи к расизму, нацизму, и национализму в его самом низменном примитивном варианте. В чем-то оно заменило первые робкие, тихие и наивные движения российских неонацистов конца 80-х - «фашиков», «арийцев», «наци», которые в современных условиях, так не похожих на суровые застойные годы, расходятся и исчезают, лишившись «романтики», риска и сознания своей исключительности. Либо они неузнаваемо перерождаются в относительно крупные политические партии, группы, клубы и т.п., существующие на льготной основе . Движение бритоголовых или скинхедов, зародившись в виде неформального молодежного течения, постепенно преобразуется в неорганизованное молодежное движение праворадикального толка. На настоящий момент оно приобрело достаточно широкие размеры и стало относительно популярным, однако в отличие от первых фашистских и националистских течений прошлых лет, менее глубоко, идеологически грамотно и организованно.

С начала 80-х годов для молодежи становится возможен путь неформалов. С этого момента неформалов в России не то чтобы очень уважают или любят, но, по крайней мере, явно не притесняют и дают им существовать и развиваться. Особенно лояльное отношение к ним наступает после начала перестройки. Хиппи, панки, металлисты, рокеры, люберы, кришнаиты - многие из этих течений существовали в России еще с 60 - 70-ых годов. Кое-какие из них уже исчезают или прекращаются (люберы, хиппи), некоторые только появляются (реперы, рейверы, скейтбордеры). Фанаты - поклонники различных музыкальных групп (Кино, Алисы, Агати Кристи, Ласкового Мая) периодически переживают то резкий рост, то спад интереса. Некоторые группы имеют относительно стабильный состав и не претерпевают значительных изменений на протяжении десятков лет (рокеры, металлисты). Тем не менее, сегодня отмечается уменьшение количества молодежи, состоящей в тех или иных группах неформалов. По своей субкультуре скин-движение во многом сходно с рядом молодежных неформальных течений. И первоначально в скин-движении участвовало значительное количество молодежи увлекавшейся именно субкультурой бритоголовых. Однако под влиянием ряда политических и социальных факторов бритоголовые становятся все более политизированными.

По своему духу, личностям участников и проводимым ими действиям движение скинхедов во многом сходно с так называемым движением «люберов» - неформальным движением маргинальных подростков и молодежи, проживающих в Подмосковье, главным образом в районе города Люберцы. Движение привлекло пристальное внимание СМИ и газет рядом крупномасштабных драк и побоищ и акций устрашения. По-видимому, наивысший пик активности движения и внимания со стороны СМИ приходится на 1987 год. Само движение зародилось в 70-80-е года. Сами участники движения характеризуются крайней агрессией, склонностью к хулиганским действиям, в частности, к дракам, избиениям представителей различных неформальных течений (хиппи, металлистов) увлечением контактными единоборствами и силовыми видами спорта.

Движение скинхедов во многом похоже на движение «люберов». По сути своей различия у них имеются лишь в идеологической подоплеке. У движения «люберов» идеологии в полном понимании этого слова не существовало, только у некоторых единичных групп имелись традиции и нормы поведения, которые можно было считать зачатками идеологии. Но во многом прослеживается явное сходство двух агрессивных неформальных молодежных течений. Правда, в движении «люберов» напрочь отсутствует роль и влияние музыки на возникновение и развитие движения. Еще одно важное различие заключается в том, что движение «люберов» в значительной степени локально и ограничивается определенной частью районов Подмосковья и имеет под собой только маргинально-территориальную основу. В то время как движение скинхедов, бритоголовых имеет расово-национальную основу и не зависит от места и территории проживания (в городе или пригороде, Москве, Санкт-Петербурге или Сибири). Велико сотрудничество даже между скинхедами из разных стран. Всех их объединяет крайний экстремизм идеологии и взглядов, основные детали одежды, а главное - расовая принадлежность к белым европейцам. Также сходны цели, методы их достижения и основные традиции. Это объясняется тем, что российское скинхед-движение во многом копирует его западные аналоги. Но какие из МАССОВЫХ ГРУПП неформальной молодежи по настоящему активно и резко противопоставляют себя обществу и общественному порядку, бросают ему вызов? Из массовых неформальных групп наиболее привлекательными в этом отношении оказываются панки, металлисты и скинхеды. И те, и другие бросают вызов основной части общества и открыто эпатажируют общественное мнение своим видом, манерой поведения, идеологией. Во всех трех группах основная доля участников состоит из несовершеннолетних. Все три молодежные субкультуры первоначально проникают в Россию из-за рубежа.

Но все же своей идеологической направленностью неформальные контркультурные объединения скинхедов, панков и металлистов отличаются друг от друга довольно сильно, в основном их роднит массовость и молодежность и, конечно, тот общественный вызов, бросаемый ими обществу через одежду, музыку, поведение. Хотя надо отметить, что сегодня наличие развитой музыкальной культуры у скинхедов не является главным и основным фактором существования самого движения. Однако это важный и устойчивый фактор, играющий большую роль в скин-движении в его массовой форме. Так как в некоторых случаях музыкальная культура является первопричиной возникновения скиндвижения. Большая часть подростков и молодежи при выборе того или иного неформального движения выбирает именно движение скинхедов, скинов - российских бритоголовых, руководствуясь при этом целым рядом причин и факторов. Одним из этих факторов выступает некоторая свобода деятельности участника скин-движения. Он может выбирать между его политическими и музыкальными аспектами.

Например, чтобы быть членом движения металлистов надлежит не только отрастить длинные волосы, но и заиметь атрибутику данного неформального движения (кожаную куртку «косуху», лакированные сапоги «казаки», черные джинсы, соответствующую «металлическую» атрибутику: перстни, браслеты и т.д.), что зачастую обходится очень недешево. К этому нужно желание и стремление слушать музыку металлистов, разбираться в путанице и мешанине различных музыкальных групп и течений, а главное любить саму музыку. Однако, став скинхедом, скином, бритоголовым подросток может практически не вникать в неформальную субкультуру скин-движения - музыку, атрибутику, акцентируя свое внимание на соблюдении чисто «полититических» аспектов скин-движения. Поклонники музыки стиля «белого рока» могут значительное время проводить на концертах, сами участвовать в музыкальной деятельности. Поклонники политических идей бритоголовых могут основное внимание уделять митингам, шествиям, противоправным акциям, «словом и делом» доказывая принципы скин-движения. Из всех МАССОВЫХ молодежных групп неформалов движение скинхедов имеет некоторое сходство с движением панков. Такое сходство можно наблюдать в атрибутике, некоторых идеологических принципах, а особенно в агрессивном поведении и морально-нравственных установках. Оба эти движения совпадают по эпатажности их участников и привлечению к себе внимания со стороны общества. Но в настоящее время панк-движение переживает значительное уменьшение популярности, и спад интереса в широких молодежных слоях. В связи с этим движение скинхедов смогло привлечь к себе часть потенциальных участников панк-движения. Классического сходства в движениях панков и скинхедов немного, и адепты этих движений отличаются друг от друга в массе деталей. Однако на самом низшем подражательном уровне в маргинально-подростковой среде основные грани различий стираются и специфика обоих движений все более приближается по простоте к обычной тривиальной уличной группе хулиганствующей молодежи - неуправляемой вольнице без какого-либо своего политического (идеологического) лица. Однако панк- и скин-движения роднит их активность, их стремление к каким-либо действиям (часто противоправным), к стычкам, побоищам, погромам, столкновениям, хотя цели и причины совершения этих противоправных действий могут существенно различаться. Ведь панкам, в отличие от скинхедов, почти не свойственны такие черты, как расизм, национализм или тяга к фашизму. Однако в последнее время в России появилась тенденция к политизации членов панкдвижения с основным уклоном в сторону национализма и правого радикализма. Недаром многие участники движения бритоголовых, в том числе и некоторые лидеры музыкальных скин-рок-групп, в прошлом или состояли в панк-движении или увлекались панк-музыкой и лишь через некоторое время примкнули к движению бритоголовых, можно сказать эволюционировали. Идеология скинхедов, как и идеология панков, в значительной мере построена на вызове, на противопоставлении себя обществу, которое как они считают, относится к ним враждебно, и от которого надо защищаться всеми доступными способами, в том числе и эпатажностью. Это проявляется в их поведении, внешнем виде: одежде, подобранной с таким расчетом, чтобы испугать или шокировать окружающих, знаках и символах.

Однако основные принципы панк-движения, а также и движения металлистов основаны на показной агрессии и демонстративной воинственности, и определенную часть молодежи это не устраивает. К тому же как в панк- так и в металл- движении почти нет ультрапатриотизма, да и расистские настроения выражены очень слабо. Движению бритоголовых или скинхедов, самой идеологической его основе изначально свойственна агрессия и воинственность отнюдь не показного толка. Не забыты ультраправые идеи и принципы. Причем надо отметить, что многие отрицательные качества, присущие любому агрессивному молодежному объединению, в данном случае подаются под соусом «белой идеи», их применение оправдывается «необходимостью на данном историческом этапе», то есть таким образом они узакониваются и в сознании членов движения приравниваются к добродетелям. Несмотря на то, что между членами скин- и панк-движения иногда может наблюдаться дружба, или по крайней мере мирное сосуществование и даже совместное проведение досуга, чаще имеют место отдельные агрессивные действия, выражающиеся в избиениях и драках между представителями обеих течений. Более крупные и серьезные столкновения между панками и скинхедами происходят, как правило, на идеологической основе, когда жестко ориентированные национал-расистские взгляды и воззрения скинхедов сталкиваются с менее агрессивными, а главное - по сути аполитичными воззрениями основной массы панков. Например, иногда панки имеют тесные контакты с леворадикальной и анархистской средой, как более близкой по духу. Бывает, что они совместно проводят концерты рок-групп, полуподвальные рок-фестивали, различные молодежные акции ненасильственного толка, и панки в какой-то мере проникаются взглядами и убеждениями анархистов, пацифистов и леворадикалов, устанавливая дружеские контакты. Это заставляет некоторую часть наиболее воинственно настроенных членов панк-движения становиться на защиту своих друзей и знакомых при нападении на них «фашиствующей молодежи», в том числе и скинхедов, а также членов других праворадикальных и националистических организаций типа РНЕ или ННП.

В какой-то степени скинхедскую окраску приобрели уличные объединения подростков и молодежи с криминально хулиганской направленностью, не имеющие своего настоящего идеологического лица. Возможно, в некоторых из них скинхеды являются вожаками (лидерами группы), тогда все ближайшее окружение может с большей или меньшей степенью вероятности принять характер серьезной скинхедской группы. Однако отдельно члены группы могут называть себя скинхедами не регулярно, а от случая к случаю, когда от этого можно получить определенную пользу. Причины ухода подростков и несовершеннолетних в неформальные контркультурные объединения Почему подростки становятся членами неформальных объединений контркулътурной направленности? Что они там находят? Все вопросы будут рассмотрены по материалам психолога. М. В. Розина, но применительно к подросткам и юношам, становящимися участниками или активными членами скинхедских организаций. В целом М.В. Розин выделяет несколько типов потребностей, удовлетворяемых контркультурными объединениями.

Copyright © 2005-2006 WHITE POWER Disigned & programmed by VoVaN

Hosted by uCoz